На первую страницуНа предыдущую страницу

Метаморфозы российского народного автомобиля Леонид Круглов, Андрей Чудаков
Иллюстрации Андрея Чудакова

Идея народного автомобиля постоянно будоражит едва ли не все промышленно развитые державы. Развиваясь, эта идея порождает и противоположную тенденцию — стремление индивидуализировать конкретный автомобиль, растиражированный в десятках миллионов копий. Тюнинг «Жуков» — и старого, и нового — стал чуть ли не национальной гордостью Германии. В России роль самой массовой и доступной машины отводится, естественно, «Оке».

 По цене, неприхотливости и утилитарности этому маленькому автомобильчику вряд ли найдется конкурент. До «тиража» в десятки миллионов малышке, конечно же, далеко, но и те 300 тысяч, которые ориентировочно выпущены за недолгую, но яркую жизнь «Оки»,— не так уж и мало по российским меркам.

Первые симптомы перерастания количества в качество наметились к середине девяностых годов. Впервые тюнинг «Оки» был представлен на МИМС-96 в виде улучшенного варианта микролитражки ВАЗ-11113. «Проба пера» свелась к отделке салона светло-серым велюром, улучшению панели приборов, замене стандартных дисков легкосплавными и окраске автомобиля зеленым «металликом». Однако даже такой робкий тюнинг вызвал большой интерес у посетителей.

Лиха беда начало. Год спустя на той же Красной Пресне уже можно было выбирать автомобиль по индивидуальному заказу из нескольких вариантов. Прежде всего, сам папа-КамАЗ представил тюнинговый вариант «Ока-Леди», ориентированный на прекрасную половину человечества. Малышку отличал ярко-желтый цвет, молдинги, большой мягкий складной люк во всю крышу и 13-дюймовые алюминиевые диски итальянской компании «Момо». Салон получил сиденья от ВАЗ-21213, совершенно другую обивку и новый руль также от «Момо». Кроме того, дизайнеры предусмотрели даже специальные карманы для косметики! В итоге получилась эдакая «игрушечка для взрослой девочки», желающей выделиться среди сверстниц.

В одном из павильонов МИМС-97 демонстрировался еще один вариант серьезного тюнинга «Оки». Московская фирма «Виста» представила спортивную версию микролитражки. Во-первых, тюнинг коснулся двигателя, который после доводки развивал положенные ему 37 л.с. Во-вторых, определенные изменения коснулись ходовой части. Машина получила передние и задние газонаполненные амортизаторы Koni. Стандартные диски заменили легкосплавными 13-дюймовыми ВИЛС с покрышками Goodyear 155/65R13. Оригинальные передний и задний бамперы, фары от «Таврии» и измененная облицовка радиатора действительно придавали машине спортивный вид. И, наконец, просто великолепным оказался салон, решенный в черно-желтых тонах. Спортивные анатомические сидения Konig, руль Isotta, дорогая акустика — все это можно увидеть далеко не в каждом автомобиле даже более высокого класса.

1996 г. Первая «облюксованная» «Ока» на стенде КамАЗаИнтересно, что и третья оттюнингованная «Ока», представленная на этом салоне, тоже была ярко-желтого цвета. Три независимо работающих друг от друга компании одновременно нашли «ее» цвет! Соседи КамАЗа по Набережным Челнам — компания РИАТ совместно с дизайн-ателье «Риволи» существенно изменили внешность «Оки», сумев заметно прибавить ей привлекательности. Это была уже микролитражка, претендующая на статус культовой. Начнем с двигателя. В принципе, это был обычный «сто тринадцатый», но оснащенный системой центрального впрыска. Мотор ручной доводки без особого труда развивал мощность 41 л.с., что на 30% больше паспортных данных при том же расходе топлива. А без 13-дюймовых дисков «Оку», кажется, уже и невозможно себе представить. Значительно изменился внешний облик малышки. Мощный передний бампер с точечными галогеновыми противотуманками, блок-фары с указателями поворотов от «Таврии», измененная решетка радиатора создали некий «улыбающийся» рисунок передка. Эта «Ока» своими несколько поддутыми накладками на колесные арки чем-то напоминала спустившегося с крыши Карлсона. Кардинально был пересмотрен салон. Появилась полностью оригинальная и значительно более эргономичная панель приборов. И сразу стало непонятным, как «Ока» столько лет существует с приборами от «копейки», если самой природой ей предназначены круглые циферблаты и рычаги управления совсем другой формы. Даже электростеклоподъемники смотрелись в этой «божьей коровке» не как «наворот», а как само собой разумеющееся. «Восьмерочные» анатомические сиденья, как и боковины дверей, обшили кожей со вставками из велюра. Ну, а сдвижной мягкий люк в крыше — это просто нечто... Пожалуй, именно РИАТ довел идею индивидуализации народного автомобиля до такой степени, что студент, пенсионер, домохозяйка или молодой бизнесмен могли увидеть один и тот же автомобиль совершенно по-разному.

 «Ока-Леди». Казалось бы, небольшие изменения, но уже чувствуется стильИначе смотрится «Ока» от «Карди». «Динара» с успехом претендовала на автомобиль для делового человека, прекрасно понимающего, что в городе «Ока» с ее маневренностью и экономичностью может дать сто очков вперед любому «сухопутному линкору». Вот только придать бы малышке немного легкого снобизма и побольше респектабельности! И «Карди» это, бесспорно, удалось. Совсем другая концепция подбора цветов, связанная со значительно измененным оперением. Бамперы, накладки на колесные арки, боковины кузова и облицовка радиатора безусловно «работают» на одну цель. «Карди» убедительно доказала, что лаконичными и строгими «навесками» можно значительно изменить не только внешний вид, но и социальный статус микроавтомобиля. Увы, фактически это был полноразмерный демонстрационный макет — во время показа проработка силового агрегата и салона еще продолжалась.

Свое видение «Оки» предлагает тольяттинская компания «Пит стоп», работающая в содружестве с дизайнером Матюхиным. По его эскизам компания выпускает пластиковые «навески» не только внешней отделки, но и салона. В тюнинге «Ники» найдено немало оригинальных решений. Так, стоит обратить внимание на каплевидные указатели поворотов, вмонтированные в передний бампер и передние и задние боковые накладки кузова. А плавные скругленные обводы превратили угловатую «девчонку»-подростка в машину с весьма привлекательными формами. Неплохо смотрится и салон с «бородой» от «восьмерки». Но наиболее интересная деталь интерьера — облицовка дверей от ВАЗ-2108, да еще и со специальными гнездами для колонок. «Ходовка» поставлена на газонаполенные амортизаторы Koni и 13-дюймовые диски с покрышками Goodyear Aquatred 165/70 R13. Интересно, что в результате проведенного тюнинга интерьера удалось на 4 dB снизить уровень шума автомобиля на всех скоростях вплоть до 150 км/ч.

 «Ока-Виста» — стиль спортивных автомобилей начала восьмидесятых. Динамичный дизайн при малых габаритахПодготовив модель «Ока-Престиж», сказал свое веское слово в тюнинге «Оки» и СеАЗ. Собственно, это не совсем тюнинг, а, как говорят специалисты, «облюксовка» выпускаемого здесь стандартного автомобиля ВАЗ-11113. Окраска «металлик», колпаки на 12-дюймовых дисках, резиновые молдинги, отбойники на дверях и боковинах, мягкий салон и люк в крыше. По замыслу серпуховчан, так, вероятно, должна выглядеть более дорогая заказная версия базового автомобиля. Опираясь на стандартную модель, СеАЗ подготовил довольно внушительный список опций, предназначенных для повышения комфортабельности автомобиля. Сюда входят российские и импортные газонаполненные амортизаторы, автоматическое сцепление, легкосплавные диски, передние защитные дуги-«кенгурятники» и многое другое.

В северной столице необычную версию тюнинговой «Оки» показала компания «Артурина». Здесь, в первую очередь, внимание было обращено на силовой агрегат и ходовую часть. Под капот камской микролитражки удалось «затолкать» 65-сильный 4-цилиндровый бензиновый двигатель Rover и получить на эту операцию все разрешительные документы. В ходовую часть ввели газонаполненные амортизаторы и 13-дюймовые колеса. Установка мощного силового агрегата потребовала выноса запаски из-под капота либо в багажник, либо на задний бампер на кронштейне типа «калитка». Оригинальной особенностью питерской микролитражки можно считать окраску автомобиля снаружи и изнутри (включая панель приборов от ВАЗ-2108) в один цвет.

«Ока-Виста» на автофестивале «Экзотика-98». Постоянный «магнит» для посетителейЧетырехцилиндровый двигатель не дает покоя и конструкторам из Набережных Челнов. Подготовленная к серийному производству «Ока» с югославским двигателем DMB-903 была представлена на Московском автосалоне в 1998 году. Силовой агрегат развивает 45 л.с. и позволяет автомобилю без усилий набирать 155 км/ч. По словам представителя завода, «это уже совсем другая «Ока». Кроме того, машина имела слегка улучшенный салон, кузов, окрашенный вишневым «металликом», и, естественно, 13-дюймовые покрышки 165/65 R13 на легкосплавных дисках. По информации, полученной от заводских специалистов, расход топлива увеличился всего «на один стакан на 100 км».

Немало интересных тюнинговых решений предложила группа талантливых и знающих автомобилистов из г. Вязники, которая в своей работе опирается, в первую очередь, на продукцию российских предприятий. Так, здесь успешно опробованы легкосплавные диски отечественного производства, люк, серийно выпускаемый во Владимире, и многое другое. По инициативе этой группы вязниковское ОАО «ОСВАР» готовит несколько «пакетов» светотехнического оборудования, предназначенного для глубокого тюнинга «Оки». Туда входят различные типы фар, задних фонарей, указателей поворотов и ДСТ, плафонов внутреннего освещения салона, подножек, порогов и багажника. В зависимости от глубины доработки автомобиля, в такой комплект может входить от 15 до 65 предметов. Заканчивается разработка и собственной оригинальной версии автомобиля, получившей название «Ока-Влада» с оригинальной светотехникой, изготовленной по самым современным технологиям.

 «Ока-Риат» — автомобиль идолопоклонникаПришло время сказать свое веское слово и тольяттинцам. На ВАЗе полным ходом идет работа то ли по тюнингу, то ли уже по рестайлингу микролитражки. В первую очередь, решено коренным образом поменять наружную электрику. Извечно фары были слабым местом «Оки». Так уж получилось, что ниши для их установки постоянно забивались снегом и грязью. У новой же модели круглые фары, установленные заподлицо с кузовными панелями и мощным пластиковым бампером. В едином стиле решен и задний бампер с задними фонарями, специально разработанными для новой «Оки». Штатные диски — 13-дюймовые из алюминиевых сплавов с низкопрофильными покрышками. Коренным образом изменится и салон.

По заявлению представителей ВАЗа, модернизированная таким образом «Ока» будет показана на МИМС-99.

Hosted by uCoz