Леонид Круглов, Андрей
Чудаков Иллюстрации Андрея Чудакова Идея народного автомобиля постоянно будоражит едва ли не все промышленно развитые державы. Развиваясь, эта идея порождает и противоположную тенденцию — стремление индивидуализировать конкретный автомобиль, растиражированный в десятках миллионов копий. Тюнинг «Жуков» — и старого, и нового — стал чуть ли не национальной гордостью Германии. В России роль самой массовой и доступной машины отводится, естественно, «Оке». |
По цене, неприхотливости и утилитарности этому маленькому автомобильчику вряд ли найдется конкурент. До «тиража» в десятки миллионов малышке, конечно же, далеко, но и те 300 тысяч, которые ориентировочно выпущены за недолгую, но яркую жизнь «Оки»,— не так уж и мало по российским меркам.
Первые симптомы перерастания количества в качество наметились к середине девяностых годов. Впервые тюнинг «Оки» был представлен на МИМС-96 в виде улучшенного варианта микролитражки ВАЗ-11113. «Проба пера» свелась к отделке салона светло-серым велюром, улучшению панели приборов, замене стандартных дисков легкосплавными и окраске автомобиля зеленым «металликом». Однако даже такой робкий тюнинг вызвал большой интерес у посетителей.
Лиха беда начало. Год спустя на той же Красной Пресне уже можно было выбирать автомобиль по индивидуальному заказу из нескольких вариантов. Прежде всего, сам папа-КамАЗ представил тюнинговый вариант «Ока-Леди», ориентированный на прекрасную половину человечества. Малышку отличал ярко-желтый цвет, молдинги, большой мягкий складной люк во всю крышу и 13-дюймовые алюминиевые диски итальянской компании «Момо». Салон получил сиденья от ВАЗ-21213, совершенно другую обивку и новый руль также от «Момо». Кроме того, дизайнеры предусмотрели даже специальные карманы для косметики! В итоге получилась эдакая «игрушечка для взрослой девочки», желающей выделиться среди сверстниц.
В одном из павильонов МИМС-97 демонстрировался еще один вариант серьезного тюнинга «Оки». Московская фирма «Виста» представила спортивную версию микролитражки. Во-первых, тюнинг коснулся двигателя, который после доводки развивал положенные ему 37 л.с. Во-вторых, определенные изменения коснулись ходовой части. Машина получила передние и задние газонаполненные амортизаторы Koni. Стандартные диски заменили легкосплавными 13-дюймовыми ВИЛС с покрышками Goodyear 155/65R13. Оригинальные передний и задний бамперы, фары от «Таврии» и измененная облицовка радиатора действительно придавали машине спортивный вид. И, наконец, просто великолепным оказался салон, решенный в черно-желтых тонах. Спортивные анатомические сидения Konig, руль Isotta, дорогая акустика — все это можно увидеть далеко не в каждом автомобиле даже более высокого класса.
Интересно, что и третья оттюнингованная «Ока», представленная на этом салоне, тоже была ярко-желтого цвета. Три независимо работающих друг от друга компании одновременно нашли «ее» цвет! Соседи КамАЗа по Набережным Челнам — компания РИАТ совместно с дизайн-ателье «Риволи» существенно изменили внешность «Оки», сумев заметно прибавить ей привлекательности. Это была уже микролитражка, претендующая на статус культовой. Начнем с двигателя. В принципе, это был обычный «сто тринадцатый», но оснащенный системой центрального впрыска. Мотор ручной доводки без особого труда развивал мощность 41 л.с., что на 30% больше паспортных данных при том же расходе топлива. А без 13-дюймовых дисков «Оку», кажется, уже и невозможно себе представить. Значительно изменился внешний облик малышки. Мощный передний бампер с точечными галогеновыми противотуманками, блок-фары с указателями поворотов от «Таврии», измененная решетка радиатора создали некий «улыбающийся» рисунок передка. Эта «Ока» своими несколько поддутыми накладками на колесные арки чем-то напоминала спустившегося с крыши Карлсона. Кардинально был пересмотрен салон. Появилась полностью оригинальная и значительно более эргономичная панель приборов. И сразу стало непонятным, как «Ока» столько лет существует с приборами от «копейки», если самой природой ей предназначены круглые циферблаты и рычаги управления совсем другой формы. Даже электростеклоподъемники смотрелись в этой «божьей коровке» не как «наворот», а как само собой разумеющееся. «Восьмерочные» анатомические сиденья, как и боковины дверей, обшили кожей со вставками из велюра. Ну, а сдвижной мягкий люк в крыше — это просто нечто... Пожалуй, именно РИАТ довел идею индивидуализации народного автомобиля до такой степени, что студент, пенсионер, домохозяйка или молодой бизнесмен могли увидеть один и тот же автомобиль совершенно по-разному.
Иначе смотрится «Ока» от «Карди». «Динара» с успехом претендовала на автомобиль для делового человека, прекрасно понимающего, что в городе «Ока» с ее маневренностью и экономичностью может дать сто очков вперед любому «сухопутному линкору». Вот только придать бы малышке немного легкого снобизма и побольше респектабельности! И «Карди» это, бесспорно, удалось. Совсем другая концепция подбора цветов, связанная со значительно измененным оперением. Бамперы, накладки на колесные арки, боковины кузова и облицовка радиатора безусловно «работают» на одну цель. «Карди» убедительно доказала, что лаконичными и строгими «навесками» можно значительно изменить не только внешний вид, но и социальный статус микроавтомобиля. Увы, фактически это был полноразмерный демонстрационный макет — во время показа проработка силового агрегата и салона еще продолжалась.
Свое видение «Оки» предлагает тольяттинская компания «Пит стоп», работающая в содружестве с дизайнером Матюхиным. По его эскизам компания выпускает пластиковые «навески» не только внешней отделки, но и салона. В тюнинге «Ники» найдено немало оригинальных решений. Так, стоит обратить внимание на каплевидные указатели поворотов, вмонтированные в передний бампер и передние и задние боковые накладки кузова. А плавные скругленные обводы превратили угловатую «девчонку»-подростка в машину с весьма привлекательными формами. Неплохо смотрится и салон с «бородой» от «восьмерки». Но наиболее интересная деталь интерьера — облицовка дверей от ВАЗ-2108, да еще и со специальными гнездами для колонок. «Ходовка» поставлена на газонаполенные амортизаторы Koni и 13-дюймовые диски с покрышками Goodyear Aquatred 165/70 R13. Интересно, что в результате проведенного тюнинга интерьера удалось на 4 dB снизить уровень шума автомобиля на всех скоростях вплоть до 150 км/ч.
Подготовив модель «Ока-Престиж», сказал свое веское слово в тюнинге «Оки» и СеАЗ. Собственно, это не совсем тюнинг, а, как говорят специалисты, «облюксовка» выпускаемого здесь стандартного автомобиля ВАЗ-11113. Окраска «металлик», колпаки на 12-дюймовых дисках, резиновые молдинги, отбойники на дверях и боковинах, мягкий салон и люк в крыше. По замыслу серпуховчан, так, вероятно, должна выглядеть более дорогая заказная версия базового автомобиля. Опираясь на стандартную модель, СеАЗ подготовил довольно внушительный список опций, предназначенных для повышения комфортабельности автомобиля. Сюда входят российские и импортные газонаполненные амортизаторы, автоматическое сцепление, легкосплавные диски, передние защитные дуги-«кенгурятники» и многое другое.
В северной столице необычную версию тюнинговой «Оки» показала компания «Артурина». Здесь, в первую очередь, внимание было обращено на силовой агрегат и ходовую часть. Под капот камской микролитражки удалось «затолкать» 65-сильный 4-цилиндровый бензиновый двигатель Rover и получить на эту операцию все разрешительные документы. В ходовую часть ввели газонаполненные амортизаторы и 13-дюймовые колеса. Установка мощного силового агрегата потребовала выноса запаски из-под капота либо в багажник, либо на задний бампер на кронштейне типа «калитка». Оригинальной особенностью питерской микролитражки можно считать окраску автомобиля снаружи и изнутри (включая панель приборов от ВАЗ-2108) в один цвет.
Четырехцилиндровый двигатель не дает покоя и конструкторам из Набережных Челнов. Подготовленная к серийному производству «Ока» с югославским двигателем DMB-903 была представлена на Московском автосалоне в 1998 году. Силовой агрегат развивает 45 л.с. и позволяет автомобилю без усилий набирать 155 км/ч. По словам представителя завода, «это уже совсем другая «Ока». Кроме того, машина имела слегка улучшенный салон, кузов, окрашенный вишневым «металликом», и, естественно, 13-дюймовые покрышки 165/65 R13 на легкосплавных дисках. По информации, полученной от заводских специалистов, расход топлива увеличился всего «на один стакан на 100 км».
Немало интересных тюнинговых решений предложила группа талантливых и знающих автомобилистов из г. Вязники, которая в своей работе опирается, в первую очередь, на продукцию российских предприятий. Так, здесь успешно опробованы легкосплавные диски отечественного производства, люк, серийно выпускаемый во Владимире, и многое другое. По инициативе этой группы вязниковское ОАО «ОСВАР» готовит несколько «пакетов» светотехнического оборудования, предназначенного для глубокого тюнинга «Оки». Туда входят различные типы фар, задних фонарей, указателей поворотов и ДСТ, плафонов внутреннего освещения салона, подножек, порогов и багажника. В зависимости от глубины доработки автомобиля, в такой комплект может входить от 15 до 65 предметов. Заканчивается разработка и собственной оригинальной версии автомобиля, получившей название «Ока-Влада» с оригинальной светотехникой, изготовленной по самым современным технологиям.
Пришло время сказать свое веское слово и тольяттинцам. На ВАЗе полным ходом идет работа то ли по тюнингу, то ли уже по рестайлингу микролитражки. В первую очередь, решено коренным образом поменять наружную электрику. Извечно фары были слабым местом «Оки». Так уж получилось, что ниши для их установки постоянно забивались снегом и грязью. У новой же модели круглые фары, установленные заподлицо с кузовными панелями и мощным пластиковым бампером. В едином стиле решен и задний бампер с задними фонарями, специально разработанными для новой «Оки». Штатные диски — 13-дюймовые из алюминиевых сплавов с низкопрофильными покрышками. Коренным образом изменится и салон.
По заявлению представителей ВАЗа, модернизированная таким образом «Ока» будет показана на МИМС-99.